«Утверждено»

решением наблюдательного совета

АО «Узтрансгаз»

протокол от «8» августа 2017 года
(Приложение № 3)

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СЛУЖБЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «УЗТРАНСГАЗ»

 

Ташкент-2017 год

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Общие положения;
  2. Основные задачи и функции службы внутреннего аудита;
  3. Права и обязанности службы внутреннего аудита;
  4. Требования к службе внутреннего аудита;
  5. Независимость службы внутреннего аудита;
  6. Требования к проведению внутреннего аудита и составлению сводного отчета по результатамего проведения;
  7. Ответственность службы внутреннего аудита.

 

  1. Общие положения
    • Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 27сентября 2006 года № ПП-475 «О мерах
      по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 октября 2006 года № 215 «О мерах
      по обеспечению эффективного управления предприятиями с государственной долей
      в уставном фонде и надлежащего учета государственного имущества» и Кодексом корпоративного управления, утвержденного протоколом заседания Комиссии
      по повышению эффективности деятельности акционерных обществ
      и совершенствованию системы корпоративного управления от 31.12.2015г. № 9
      (рег. от 11.02.2016г. №02-02/1-187) и устанавливает требования к организации внутреннего аудита в АО «Узтрансгаз» (в дальнейшем именуемая «Общество»),
      а также определяет методологические основы организации его работы.
    • Служба внутреннего аудита является органом внутреннего контроля.
    • Основной целью внутреннего аудита является оказание содействия наблюдательному совету и Правлению общества в достижении целей деятельности,
      а также обеспечение защиты прав и законных интересов всех акционеров, в том числе миноритарных.
    • В настоящем Положении используются следующие понятия:

– внутренний аудит – деятельность структурного подразделения Общества (службы внутреннего аудита) по контролю и оценке работы исполнительного органа управления и структурных подразделений Общества путем проверок
и мониторинга соблюдения ими актов законодательства Республики Узбекистан, учредительных и внутренних документов, обеспечения полноты и достоверности отражения данных в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, установленных правил и процедур осуществления хозяйственных операций, сохранности активов,
а также внедрения принципов корпоративного управления;

– служба внутреннего аудита – структурное подразделение Общества, осуществляющее внутренний аудит, создаваемое с учетом требований, установленных настоящим Положением, решением наблюдательного совета Общества.

 

  1. Основные задачи и функции службы внутреннего аудита
    • Основными задачами службы внутреннего аудита являются:

– обеспечение наблюдательного совета достоверной информацией
и подготовка предложений по совершенствованию деятельности Общества
по результатам осуществления внутреннего аудита;

– оперативное внесение органам управления Общества рекомендаций
по устранению выявляемых в процессе внутреннего аудита недостатков, осуществление контроля за их устранением.

  • Основными функциями службы внутреннего аудита являются:

– осуществление внутреннего аудита (ежеквартально и по итогам отчетного года) путем проведения соответствующих проверок по направлениям, указанным
в пункте 6.1. настоящего Положения, в соответствии с ежегодно утверждаемым наблюдательным советом Общества планом;

– проведение экспертизы заключаемых хозяйственных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства;

– оказание структурным подразделениям Общества методической помощи
при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, консультирование их по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства;

– оказание содействия наблюдательному совету Общества в разработке технических заданий, оценке предложений внешних аудиторских организаций,
а также подготовка рекомендаций при выборе внешней аудиторской организации
для проведения аудиторской проверки.

 

  1. Права и обязанности службы внутреннего аудита
    • Служба внутреннего аудита имеет право:

получать документы Общества (приказы, распоряжения руководителя, решения органов управления, справки, расчеты, заверенные копии необходимых документов
и другую документацию), устные и письменные объяснения от должностных
и ответственных лиц Общества по вопросам, возникающим в ходе осуществления внутреннего аудита;

привлекать соответствующих специалистов Общества для оказания содействия в проведении внутреннего аудита.

  • Служба внутреннего аудита обязана:

соблюдать при осуществлении внутреннего аудита требования настоящего Положения и иных актов законодательства;

составлять отчеты в соответствии с требованиями, установленными пунктами 6.2. – 6.7. настоящего Положения;

проверять достоверность показателей финансовой и статистической отчетности;

осуществлять внутренний контроль, в том числе за операциями, проведенными с юридическими лицами, более 50 % уставного капитала которых принадлежат Обществу;

соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении внутреннего аудита;

в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о причинении Обществу убытков его должностными лицами и другими работниками, незамедлительно сообщать об этом наблюдательному совету Общества и осуществлять соответствующую запись в аудиторском отчете;

участвовать в проведении инвентаризации активов и контроле
за своевременностью ее осуществления в установленном законодательством порядке.

Служба внутреннего аудита может иметь и иные обязанности в соответствии
с законодательством и учредительными документами Общества.

 

  1. Требования к службе внутреннего аудита
    • Сотрудники службы внутреннего аудита должны иметь стаж практической работы (в том числе по совместительству) в сфере бухгалтерского учета, аудита, финансового или налогового контроля не менее двух лет из последних десяти, и отвечать одному из следующих требований:

– иметь сертификат внутреннего аудитора

– иметь высшее экономическое образование, полученное в высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан либо в образовательном учреждении иностранного государства и в соответствии с законодательством Республики Узбекистан признанное эквивалентным образованию в Республике Узбекистан.

Порядок сертификации сотрудников службы внутреннего аудита определяется республиканскими профессиональными общественными объединениями аудиторов по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

  • Численность работников службы внутреннего аудита должна быть достаточной для эффективного достижения целей и решения задач внутреннего аудита и определяется наблюдательным советом Общества в количестве не менее двух сертифицированных внутренних аудиторов.
  • Службой внутреннего аудита руководит ее руководитель, имеющий сертификат внутреннего аудитора.

Ежегодно руководитель службы внутреннего аудита составляет годовую смету расходов службы внутреннего аудита и представляет ее наблюдательному совету Общества для утверждения.

  • Профессиональный уровень сотрудников службы внутреннего аудита должен поддерживаться посредством повышения их квалификации
    на систематической основе в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
  • Сотрудники службы внутреннего аудита подлежат ежегодной аттестации наблюдательным советом Общества.

 

  1. Независимость службы внутреннего аудита
    • Основными условиями независимости службы внутреннего аудита являются:

– назначение и освобождение руководителя службы внутреннего аудита и ее сотрудников от занимаемой должности, установление им размеров заработной платы и других выплат по решениям наблюдательного совета Общества;

– непосредственное подчинение наблюдательному совету Общества.

 

  1. Требования к проведению внутреннего аудита и составлению
    сводного отчета по результатам его проведения

    • Внутренний аудит осуществляется только сотрудниками службы внутреннего аудита путем проведения проверок и мониторинга:

– хода выполнения утвержденного бизнес-плана;

– соблюдения принципов корпоративного управления;

– состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

– правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

– соблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

– состояния активов;

– состояния внутреннего контроля.

Наблюдательным советом могут быть определены иные направления осуществления проверок в соответствии с законодательством, исходя из профиля Общества.

  • По результатам проведенных проверок составляются соответствующие отчеты, подписываемые сотрудником (сотрудниками), непосредственно
    их проводившим.

При этом:

а) отчет о результатах проверки хода выполнения бизнес-плана должен включать:

– анализ количественных и качественных показателей его выполнения;

– описание выявленных причин в случае необеспечения его выполнения,
с персональным указанием виновных должностных лиц;

б) отчет о результатах проверки соблюдения принципов корпоративного управления должен включать:

– анализ результативности принимаемых решений органами управления Общества, соблюдения законных прав и интересов его участников (учредителей);

– оценку соответствия действующей организационной структуры Общества типовой структуре, утвержденной законодательством;

– описание фактов нарушения законодательства в сфере корпоративного управления (соблюдение учредительных документов, проведение общих собраний
и заседаний органов управления Общества, правильность начисления
и своевременность выплаты дивидендов и т.д.);

в) отчет о результатах проверки состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности Общества должен включать:

оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета
и составления финансовой отчетности;

описание выявленных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности;

г) отчет о результатах проверки правильности исчисления и уплаты налогов
и других обязательных платежей должен включать:

– оценку правильности составленных и представленных в соответствующие органы расчетов налогов и других обязательных платежей;

– описание фактов нарушения установленного порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, отклонений при определении налогооблагаемой базы;

д) отчет о результатах проверки соблюдения Обществом законодательства
при осуществлении финансово-хозяйственных операций должен включать:

– оценку соответствия осуществленных Обществом финансово-хозяйственных операций законодательству;

– описание выявленных в ходе внутреннего аудита несоответствий законодательству осуществленных Обществом финансово-хозяйственных операций;

е) отчет о результатах проверки состояния внутреннего контроля должен включать:

– описание системы внутреннего контроля и имеющихся в ее функционировании недостатков;

– данные о состоянии исполнительской дисциплины в структурных подразделениях Общества, имеющихся недостатках в работе конкретных его сотрудников.

Результаты проверки состояния активов должны основываться
на инвентаризации активов и включать сведения об их движении, фактическом наличии и сохранности.

Также все отчеты по проводимым проверкам должны содержать итоговую часть, включающую оценку деятельности исполнительного органа Общества и его структурных подразделений, рекомендации по устранению выявленных отклонений
и нарушений, полный пакет подтверждающих документов.

  • По итогам проведенного внутреннего аудита, в соответствии с пунктами 6.1. и 6.2. настоящего Положения, составляется сводный отчет, подписываемый руководителем службы внутреннего аудита.
  • Сводный отчет должен включать:

– аналитическую часть;

– итоговую часть;

– полный пакет подтверждающих документов.

  • Аналитическая часть сводного отчета должна включать обобщенную информацию о результатах проверок, проведенных сотрудниками внутреннего аудита в соответствии с пунктами 6.1. и 6.2. настоящего Положения.
  • Итоговая часть отчета должна содержать:

– общую оценку деятельности исполнительного органа и структурных подразделений Общества, а также его ликвидности;

– рекомендации службы внутреннего аудита по устранению выявленных отклонений и нарушений, а также обобщенные предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества, совершенствованию корпоративного управления.

  • Сводный отчет должен быть подготовлен в течение 10 дней после завершения внутреннего аудита.
  • Сводные отчеты должны представляться непосредственно наблюдательному совету Общества для рассмотрения и последующего утверждения им. Копии отчетов после их утверждения должны представляться исполнительному органу Общества.
  • Исполнительный орган Общества обязан принимать меры
    для устранения недостатков, выявленных в результате внутреннего аудита.
  • Служба внутреннего аудита должна установить контроль
    за своевременным и надлежащим исполнением мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе проверки, а также по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества в целом.

 

  1. Ответственность службы внутреннего аудита
    • Сотрудники службы внутреннего аудита несут ответственность за:

– искажение результатов проведенных ими проверок;

– несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну Общества, которая была предоставлена им или стала известна
в связи с выполнением ими служебных обязательств;

– обеспечение сохранности и возврата полученных документов.

  • Служба внутреннего аудита отвечает за оценку принятых мер
    по устранению нарушений, обнаруженных в ходе аудиторской проверки,
    и по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества.
  • Наблюдательный совет Общества ежеквартально заслушивает отчет службы внутреннего аудита о результатах проверок, с принятием мер по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества.